Добавить в избранное |
| Строительные нормы и правила
|
Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР) |
Строительные нормы и правила | СНиП 2.05.11-83 |
Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях | - |
Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорогв колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности.
1.1. Внутрихозяйственныеавтомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организацациях* в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно табл. 1.
___________
* В дальнейшем тексте настоящих норм и правил вместотермина "внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах идругих сельскохозяйственных предприятиях и организациях" применен термин "внутрихозяйственные дороги".
Таблица 1
1.2. Если в связи спредполагаемым транзитным движением, массовыми перевозками легковесных грузов (объемноймассой менее 0,8 т/м3), а также движением автобусов, легковыхавтомобилей и сельскохозяйственных машин общая расчетная интенсивность движенияв обоих направлениях на дорогах, относящихся по расчетному объему перевозок кдорогам II-с категории, превышает 150 физических транспортных единиц всреднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца (месяца"пик"), то указанные в табл. 1 внутрихозяйственные дороги следует проектировать по нормам, установленным для дорог I-с категории.
1.3. Внутриплощадочные дороги, располагаемые в пределах животноводческих комплексов, птицефабрик,ферм, тепличных комбинатов и других подобных объектов, в зависимости от их назначения следует подразделять на:
производственные,обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах площадки сельскохозяйственного объекта, а также связь с внутрихозяйственными дорогами, расположенными за пределами ограждения территории площадки;
Внесены Союзпромтрансниипроектом Госстрой СССР |
Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1983 г. № 344 |
Срок введения в действие 1 января 1985 г. |
вспомогательные, обеспечивающие нерегулярный проезд пожарных машин и других специальных транспортных средств (авто- и электрокаров, автопогрузчиков и т. п.).
1.4. Расчетный объемгрузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц "пик" дляустановления категории внутрихозяйственной дороги следует определять всоответствии с генеральными схемами развития внутрихозяйственных дорог илипланами развития колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий иорганизаций на перспективу (не менее чем на 15 лет), исходя из:
1.5. Внутрихозяйственные дороги и их отдельные участки должны:
1.6. Площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной ивключать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги,откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы.
В случае когда дляобеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения дорожных сооружений и устройств (автобусных остановок, съездов, уширений дорогидля формирования автопоездов, устройства дорожных ограждений и др.) требуется проведение инженерных мероприятий, связанных с занятием дополнительных площадей, их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом.
Земельные участки, временнозанимаемые на период строительства дороги, после его завершения должны бытьприведены в состояние, соответствующее требованиям Основных положений повосстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.
1.7.Основные технические решения проектов новых или реконструкции существующих внутрихозяйственных дорог (элементы плана, продольного и поперечных профилей,типы пересечений и примыканий дорог, конструкция земляного полотна и дорожной одежды) должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов, учитывая категорию дороги, ееназначение, перспективную интенсивность движения, состав и нормативную нагрузкуна ось транспортных средств, намечаемые способы производства и срокистроительных работ, наличие местных дорожно-строительных материалов или (при ихотсутствии) затраты на изготовление, транспортирование и складирование строительныхматериалов и изделий, наличие производственной базы дорожно-строительныхорганизаций, ценность занимаемых дорогой сельскохозяйственных угодий,специализацию и технологию сельскохозяйственного производства, сезонностьработ, климатические, топографические, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие условия района строительства.
При этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать:
1.8. Очередность и срокистроительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в составе проекта следует предусматривать в увязке с генеральными схемами развития этих дорог, исходя извозможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков иэлементов в целях обеспечения на первой стадии нормальной деятельности сельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередь надлежит обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами иотделениями, животноводческими комплексами, птицефабриками, фермами и другими важными объектами, а также предусматривать сооружение (реконструкцию) участков дорог, являющихся трудно проезжаемыми, с устройством необходимых водопропускных сооружений.
На первой стадии допускается предусматривать покрытия менее капитальных видов (чем установленные для дороги данной категории) при условии обеспечения их нормальной работы до планового капитального ремонта, а для дорог с двухполосной проезжай частью предусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения (сасимметричным ее размещением); при этом земляное полотно должно быть возведенона всю ширину, установленную для двухполосной проезжей части.
При стадийном строительстве дорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на всестадии.
1.9. Мосты, путепроводы, водопропускные трубы следует проектировать в соответствии с главой СНиПII-Д.7-62*, а расчет их конструктивных элементов производить по СН 200-62 и СН365-67.
При выборе типа водопропускного сооружения предпочтение следует отдавать трубам. Притехнико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов с незатопляемыми или затопляемыми мостами, переливных лотковых сооружений,бродов, фильтрующих насыпей, дюкеров, а также паромных и ледовых переправ.
При возведении насыпей черезглубокие лога в проектах следует рассматривать (для нужд сельского хозяйства) целесообразность устройства водоемов с применением водоподпорных сооружений.
1.10. Дороги, соединяющие центральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования, следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72.
Проектирование дорог (проездов, подъездов), располагаемых на территории предприятий (баз) для технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственных машин и транспортных средств; складов общего назначения; промышленных предприятий попереработке сельскохозяйственной продукции; карьеров местных строительных материалов; предприятий по изготовлению строительных конструкций, изделий идеталей; энергетических и других объектов промышленного назначения, включаемыхв состав агропромышленного объединения, должно осуществляться в соответствии сглавой СНиП II-Д.5-72.
При проектировании участков внутрипоселковых дорог, располагаемых в пределах селитебной территории центральных усадеб и других сельских населенных пунктов, в том числе в зоне перспективной их застройки, должны соблюдаться требования главы СНиП II-60-75*.
1.11. Проекты вновьстроящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельных элементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности иорганизации движения, включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей, втом числе разрешающих или запрещающих знаков для проезда гусеничных тракторовили широкогабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-скатегорий, указателей для ориентирования водителей о наличии площадок для разъезда, а также схемы установки ограждений и рекомендации по разметке проезжей части.
Проекты дорог I-с и II-скатегорий подлежат согласованию с органами Госавтоинспекции МВД СССР.
2. Основные технические нормы, параметры и показатели
2.1. Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного ипоперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
2.2.Параметры плана и продольного профиля дорог I-с и II-с категорий следует принимать:
продольныеуклоны ............................................. до40 ‰
расстояние видимости:
поверхности дороги .......................................... неменее 175 м
встречного автомобиля ..................................... неменее 350 м
радиусы кривых в плане ................................... неменее 1500 м
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых .......................................................... неменее 5000 м
вогнутых ........................................................... неменее 2500 м
В случаях когда по местным условиям для дорог I-c и II-с категории не представляется возможным или экономически целесообразным применить указанные параметры, допускается использовать нормы, приведенные в табл. 3, которые следует применять также для дорогIII-с категории.
Таблица 3
2.3. Для внутрихозяйственных дорог, располагаемых на трудных участках пересеченной местности наибольший продольный уклон по сравнению с табл. 3 допускается увеличивать на20 ‰,на особо трудных участках на 30 ‰, а радиусы кривых в плане уменьшать до 15 м- для движения одиночных транспортных средств, до 30 м - для движения автопоездов с одним полуприцепом, с одним или двумя прицепами, а также с длинномерными грузами, до 50 м - для движения автопоездов с полуприцепом иприцепом или с тремя прицепами, если эти мероприятия снижают площадь занимаемых земель.
При расчете на массовое движение автопоездов (более 25% в общем составе движения) наибольший продольный уклон следует принимать не более 70 ‰.
2.4. Переходные кривые следует предусматривать для дорог I-с и II-с категорий при радиусах кривых в плане менее 500 м, а для дорог III-с категории при радиусах менее 300 м. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
Элементы кривой в плане | Значения элементов кривой в плане, м. | ||||||||||
Радиус | 15 | 30 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 |
Длина переходной кривой | 20 | 30 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 70 | 60 | 50 |
2.5. Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 10 ‰и более для дорог I-с и II-с категорий и 20 ‰ и более для дорог III-с категории следует сопрягать кривыми, радиус которых надлежит принимать всоответствии с п.2.2.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямыхвставок.
2.6. При радиусах кривых вплане менее 60 м необходимо предусматривать смягчение наибольшего продольного уклона по 5 ‰на каждые 5 м уменьшения радиуса кривой.
2.7. Во всех случаях, когда поместным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей илиживотных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы нарасстоянии не менее 8 м от кромки проезжей части, предусматривая при необходимости (в полосе с посевами высокорослых культур и плодово-ягодных насаждений) установку дополнительных дорожных знаков, ограничивающих скорость движения транспортных средств.
Поперечный профиль
2.8. Основные параметры поперечного профиля земляного полотна и проезжей части внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл. 5.
Таблица 5
Параметры поперечного | Значения параметров для дорог категорий | ||
профиля | I-c | II-c | III-c |
Число полос движения | 2 | 1 | 1 |
Ширина, м: | |||
полосы движения | 3 | - | - |
проезжей части | 6 | 4,5 | 3,5 |
земляного полотна | 10 | 8 | 6,5 |
обочины | 2 | 1,75 | 1,5 |
укрепления обочин | 0,5 | 0,75 | 0,5 |
Для дорог II-c категории при отсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжей части принимать 3,5 м, а ширину обочин ( 2,25 м (в том числе укрепленных ( 1,25 м).
На участках дорог, где требуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин (шириной свыше 5 м) ширина земляного полотна должна быть увеличена (за счет уширения обочин) в соответствии с п. 6.8.
2.9. Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать: 8 м ( для дорог I-c категории, 7 м ( II-с категории, 5,5 м ( III-c категории.
Примечание. К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также участки с высоким естественным плодородием почв и другие, приравниваемые к ним, земельные угодья.
2.10. На дорогах II-с категории допускается устройство колейных конструкций с шириной колесопровода 1 м, расстоянием между колесопроводами 0,9 м и шириной земляного полотна 5 м. Обочины и пространство между колесопроводами должны быть укреплены на полную ширину. Площадки для разъезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин следует предусматривать согласно пп. 2.13 и 2.14.
2.11. Для дорог I-c и II-с категорий при радиусах кривых в плане 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны кривой за счет обочин согласно табл. 6, при этом ширина обочин после уширения проезжей части должна быть не менее 1 м.
Таблица 6
Примечания: 1. l ( расстояние от переднего бампера до задней оси автомобиля, полуприцепа или прицепа.
2. В скобках приведены уширения для дорог II-c категории с шириной проезжей части 4,5 м.
3. При движении автопоездов с числом прицепов и полуприцепов, а также расстоянием l, отличными от приведенных в таблице, требуемое уширение проезжей части надлежит определять расчетом.
Для дорог III-с категории величину уширения проезжей части, установленную в табл. 6, надлежит уменьшать вдвое.
При недостаточной ширине обочин для размещения уширенной проезжей части следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части должно быть выполнено в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии ( на прямом участке, примыкающем к кривой, длиной не менее 15 м.
2.12. Целесообразность применения кривых малых радиусов с уширением проезжей части следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых величина уширения снижается.
2.13. На внутрихозяйственных дорогах, по которым предполагается регулярное движение широкогабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств, следует предусматривать устройство площадок для разъезда с покрытием, аналогичным принятому для данной дороги, за счет уширения одной обочины и соответственно земляного полотна.
Расстояние между площадками надлежит принимать равным расстоянию видимости встречного транспортного средства, но не менее 0,5 км. При этом площадки должны, как правило, совмещаться с местами съездов на поля.
2.14. Ширину площадок для разъезда по верху земляного полотна следует принимать 8, 10 и 13 м при предполагаемом движении сельскохозяйственных машин и транспортных средств шириной соответственно до 3 м, свыше 3 до 6 м и свыше 6 до 8 м, а длину ( в зависимости от длины машин и транспортных средств (включая автопоезда), но не менее 15 м. Участки перехода от однополосной проезжей части к площадке для разъезда должны быть длиной не менее 15 м, а для двухполосной проезжей части ( не менее 10 м.
2.15. В случаях когда вывозку урожая с полей, завоз удобрений и посевного материала на поля намечается выполнять автопоездами или тракторными поездами с развозкой на поля и обратной вывозкой прицепов к дороге в одиночку, в местах примыкания вспомогательных полевых дорог к дорогам других категорий на последних должны предусматриваться специальные площадки за счет уширения их проезжей части не менее чем на 3,5 м длиной, равной длине автопоезда, но не менее 15 м.
2.16. Проезжую часть следует принимать с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог и на кривых в плане радиусом более 600 м для дорог I-с категории, более 400 м ( II-с категории и более 300 м ( III-с категории.
На кривых участках дорог в плане с меньшими радиусами следует предусматривать устройство виражей (односкатных поперечных профилей с уклоном к центру кривой).
На прямых участках и кривых в плане радиусом более 400 м дорог II-с категории с монолитным цементобетонным покрытием допускается устраивать проезжую часть с односкатным поперечным профилем.
2.17. Поперечные уклоны проезжей части при двухскатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от типа дорожной одежды по табл. 7.
Таблица 7
Типы дорожных одежд | Поперечный уклон проезжей части, ( |
Капитальные с покрытием: | |
асфальтобетонным и цементобетонным | 15(20 |
остальных видов | 20(25 |
Облегченные | 25(30 |
Переходные | 30(35 |
Низшие | 35(40 |
2.18. Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать на 10-20( более поперечных уклонов проезжей части.
2.19. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует принимать по табл. 8. При этом уклоны виража должны быть не менее поперечного уклона проезжей части на прямых участках.
Таблица 8
Скорость движения, | Поперечный уклон проезжей части на виражах, (, при радиусах кривых в плане, м | |||||||
км/ч | 400 | 300 | 250 | 200 | 150 | 100 | 50 и менее | |
70 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 (40) | 60 (40) | 60 (40) | |
60 | ( | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 (40) | 60 (40) | |
40 и менее | ( | ( | 20 | 25 | 30 | 40 | 60 (40) |
Примечание. Значения поперечных уклонов на виражах, указанные в скобках, принимаются для дорог, располагаемых в районах с длительными периодами гололеда.
2.20. Переход от двухскатного (односкатного) поперечного профиля проезжей части дороги на прямых участках к односкатному на виражах следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии ( на прилегающем к кривой прямом участке.
2.21. Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дорог. Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги и уклону проезжей части на виражах следует производить на протяжении не менее 10 м от начала отгона виража.
Внутриплощадочные дороги
2.22. Расположение автомобильных дорог (проездов, подъездов) на территории сельскохозяйственного объекта следует принимать согласно главе СНиП II-97-76.
2.23. Внутриплощадочные дороги следует проектировать по прямоугольной замкнутой (кольцевой), тупиковой или смешанной схемам. На крупных сельскохозяйственных производственных комплексах предпочтение следует отдавать схемам дорог с кольцевым движением транспортных средств.
При устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены в конце тупика площадки для разворота транспортных средств, размеры которых следует принимать в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но не менее указанных в п. 6.5.
2.24. Радиусы кривых в плане по оси проезжей части следует принимать не менее 60 м без устройства виражей и переходных кривых.
При намечаемом движении автомобилей и тракторов с полуприцепами, с одним или двумя прицепами радиус кривой допускается уменьшать до 30 м, а при движении одиночных транспортных средств ( до 15 м.
2.25. Уширение проезжей части двухполосной дороги на кривой в плане следует принимать согласно п. 2.11 (табл. 6). Для однополосной дороги уширение, установленное в табл. 6, надлежит уменьшать вдвое.
Радиусы кривых в плане по кромке проезжей части и уширение проезжей части на кривых при въездах в здания, теплицы и т. п. должны определяться расчетом в зависимости от расчетного типа подвижного состава.
2.26. Поперечный профиль внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектом планировки и благоустройства территории сельскохозяйственного предприятия и во всех случаях, когда это возможно по архитектурно-планировочным условиям, санитарным требованиям и условиям водоотвода, принимать с обочинами без бортового камня.
При технико-экономическом обосновании и в случаях, обусловленных обеспечением безопасности прохода обслуживающего персонала, соблюдением санитарных требований и необходимостью проектирования закрытого водоотвода (ливневой канализации, закрытых лотков и т. п.), допускается устройство бортового камня и тротуара с одной стороны проезжей части и обочины ( с другой или устройство бортового камня и тротуаров с двух сторон проезжей части.
2.27. Ширину проезжей части и обочин внутриплощадочных дорог следует принимать в зависимости от назначения дорог и организации движения транспортных средств по табл. 9.
Таблица 9
Параметры | Значение параметров, м, для дорог | |
производственных | вспомогательных | |
Ширина проезжей части при движении транспортных средств: | ||
двухстороннем | 6,0 | ( |
одностороннем | 4,5 | 3,5 |
Ширина обочины | 1,0 | 0,75 |
Ширина укрепления обочины | 0,5 | 0,5 |
Ширину проезжей части производственных дорог допускается принимать:
Примечание. Проезжую часть дорог со стороны каждого бортового камня следует дополнительно уширять не менее чем на 0,5 м.
2.28. Поперечные уклоны проезжей части и обочин на внутриплощадочных дорогах следует принимать в соответствии с пп. 2.17 и 2.18.
2.29. Продольные уклоны внутриплощадочных дорог следует назначать в увязке с проектом вертикальной планировки прилегающей к дороге территории предприятия и принимать, как правило, не менее 5( и не более 30(. Для дорог, располагаемых в трудных условиях рельефа местности (крутые уклоны, террасное решение вертикальной планировки), при соответствующем обосновании допускается увеличивать продольный уклон до 60(, а в особо трудных условиях ( до 90(.
2.30. Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 15( и более для производственных дорог и 20( и более для вспомогательных дорог следует сопрягать кривыми радиусом не менее, м: выпуклых ( 600, вогнутых ( 200.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.
Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу
2.31. Внутрихозяйственные дороги для движения тракторов, тракторных поездов, сельскохозяйственных, строительных и других самоходных машин на гусеничном ходу (тракторные дороги) следует предусматривать:
2.32. Ширина полосы движения и обособленного земляного полотна тракторной дороги должна устанавливаться, согласно табл. 10, в зависимости от ширины колеи обращающегося подвижного состава.
Таблица 10
Ширина колеи транспортных средств, самоходных и прицепных машин, м | Ширина полосы движения, м | Ширина земляного полотна, м |
2,7 и менее | 3,5 | 4,5 |
Свыше 2,7 до 3,1 | 4 | 5 |
Свыше 3,1 до 3,6 | 4,5 | 5,5 |
Свыше 3,6 до 5 | 5,5 | 6,5 |
На тракторных дорогах допускается (при необходимости) устройство площадок для разъезда, ширину и длину которых надлежит принимать согласно п. 2.14.
2.33. Тракторные дороги следует проектировать, как правило, грунтовыми серповидного поперечного профиля в нулевых отметках или в насыпях в зависимости от грунтовых условий с обеспечением водоотвода лотками (кюветами) треугольного поперечного сечения.
2.34. Продольные уклоны дорог, располагаемых на отдельном земляном полотне, надлежит принимать не более указанных в табл. 11.
Таблица 11
Направление | Продольные уклоны, ( | |
продольного уклона в грузовом направлении | наибольший | допускаемый для трудных участков |
Подъем | 40 | 80 |
Спуск | 60 | 100 |
2.35. Элементы продольного профиля при алгебраической разности смежных уклонов более 50( следует сопрягать кривыми радиусом не менее 100 м и длиной не менее 20 м.
2.36. Для тракторных дорог при затяжных продольных уклонах 60( и более через каждые 500 м следует предусматривать горизонтальные площадки или участки с уклоном не круче 20( и длиной не менее 50 м.
2.37. Радиусы кривых в плане для тракторных дорог следует принимать не менее 100 м. Для трудных участков радиусы кривых допускается уменьшать до 15 м при движении тракторных поездов с одним или двумя прицепами и до 30 м ( с тремя прицепами или при перевозке длинномерных грузов.
2.38. При радиусах в плане менее 100 м следует предусматривать уширение земляного полотна с внутренней стороны кривой согласно табл. 12.
Таблица 12
Трактор | Уширение земляного полотна, м, при радиусах кривых в плане, м | ||||
15 | 30 | 50 | 80 | 100 | |
Без прицепа | 1,5 | 0,55 | 0,35 | 0,2 | ( |
С одним прицепом | 2,5 | 1,1 | 0,65 | 0,4 | 0,25 |
С двумя прицепами | 3,5 | 1,65 | 0,95 | 0,6 | 0,45 |
С тремя прицепами | - | 2,15 | 1,3 | 0,8 | 0,65 |
3. Пересечения и примыкания
3.1. пересечения внутрихозяйственных дорог всех категорий с автомобильными дорогами I категории общего пользования и внутрихозяйственных дорог I-с категории с дорогами II категории общего пользования при соответствующем технико-экономическом обосновании надлежит принимать в разных уровнях. Пересечения внутрихозяйственных дорог всех категорий с автомобильными дорогами других категорий общего пользования, подъездными автомобильными дорогами, а также пересечения внутрихозяйственных дорог между собой следует предусматривать в одном уровне.
3.2. Пересечения между собой дорог I-с категории и примыкания к ним внутрихозяйственных дорог I-с ( III-с категорий должны предусматриваться, как правило, на прямых участках пересекающихся или примыкающих дорог.
Примыкания внутрихозяйственных дорог II-c и III-с категорий к дорогам II-с категории и пересечения их между собой допускается предусматривать в пределах кривых в плане 100 м при условии обеспечения расчетных расстояний видимости поверхности дороги; при этом примыкание с внутренней стороны кривой в плане к дорогам II-с категории допускается в исключительных случаях*.
3.3. Пересечения и примыкания следует выполнять под прямым углом или близким к нему. В обоснованных случаях допускается уменьшение угла пересечения и примыкания до 45(, а для дорог III-с категории ( до 30(.
Радиус кривых в плане при пересечении дорог или примыкании следует принимать не менее установленного в п. 2.3.
3.4. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги в местах пересечений и примыканий внутрихозяйственных дорог должны соответствовать установленным в п. 2.2.
3.5. Скотопрогоны при пересечении ими дорог I-с и II-с категорий надлежит отводить под ближайшие искусственные сооружения с соответствующим их обустройством (укрепление дна и подходов к сооружению, устройство направляющих ограждений и др.). При отсутствии вблизи искусственных сооружений, удовлетворяющих требованиям скотопрогона, указанные пересечения следует предусматривать в одном уровне.
3.6. Пересечения и примыкания внутрихозяйственных дорог в одном уровне, как правило, следует располагать в небольших насыпях высотой до 0,8(1 м с откосами не круче 1 : 3. Закладка боковых резервов в пределах пересечений и примыканий не допускается.
3.7. Продольные уклоны внутрихозяйственных дорог в пределах расстояния видимости поверхности дороги на подходах к пересечению или примыканию не должны превышать 40(.
3.8. Съезды на вспомогательные полевые дороги, необходимые для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, должны иметь дорожные покрытия видов, принятых на дороге, к которой примыкает съезд (но не прочнее усовершенствованного покрытия дорожной одежды облегченного типа), на протяжении не менее 25 м при движении одиночных автомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м ( при движении автопоездов и тракторов с прицепами. При глинистых и тяжелых суглинистых грунтах указанные расстояния должны увеличиваться вдвое.
3.9. Пересечения внутрихозяйственных дорог с железными дорогами в разных уровнях следует проектировать в случаях:
3.10. На неохраняемых пересечениях внутрихозяйственных дорог с железнодорожными путями в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля (сельскохозяйственной машины), находящегося от переезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости поверхности дороги (согласно п. 2.2), должен видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м от переезда, а машинист приближающегося поезда должен видеть середину переезда на расстоянии не менее чем за 1000 м.
При пересечении подъездных железнодорожных путей предприятий указанные расстояния видимости допускается понижать по согласованию с министерством или ведомством, в ведении которых находятся пути соответственно до 200 м и 600 м.
3.11. Переезды следует располагать, как правило, на прямых участках железных и внутрихозяйственных дорог под углом не менее 60(.
3.12. Пересечения внутрихозяйственной дороги с железнодорожными путями в одном уровне должны быть оборудованы устройствами в соответствии с типовыми проектами переездов и согласованы с министерством или ведомством, в ведении которых находятся железнодорожные пути.
3.13. Ширину проезжей части внутрихозяйственной дороги на пересечении с железной дорогой в одном уровне следует принимать в зависимости от ширины транспортных средств, но не менее 6 м на расстоянии 50 м в обе стороны от переезда с продольным уклоном не более 30(.
3.14. Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до верха проезжей части в местах пересечений с внутрихозяйственными дорогами всех категорий должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года) для проезда транспортных средств (с учетом грузов) и сельскохозяйственных машин высотой до 4 м и не менее 6,5 м для проезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин высотой более 4 м.
3.15. Возвышение проводов над верхом проезжей части внутрихозяйственных дорог при пересечении с линиями электропередач должно быть не менее, м:
При движении транспортных средств, нагружаемых на высоту более 4 м, или при необходимости пропуска сельскохозяйственных машин высотой более 4 м возвышение проводов над верхом проезжей части следует принимать по согласованию с соответствующим районным энергетическим управлением.
3.16. Расстояние от бровки земляного полотна до опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередач следует принимать не менее высоты опор, увеличенной на 5 м.
В особо стесненных условиях опоры воздушных линий электропередач, а также телефонных и телеграфных линий допускается располагать на меньшем удалении от дорог, при этом расстояние от опор до наружной бровки выемки, боковой водоотводной канавы или до подошвы насыпи должно быть не менее, м:
Земляное полотно и водоотвод
4.1. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог следует проектировать, исходя из условий сохранности геометрической формы, обеспечения необходимой прочности и устойчивости дорожной одежды и элементов земляного полотна независимо от погодных условий и времени года и максимального сохранения (или улучшения) естественных почвенно-грунтовых условий прилегающих земельных участков, а также с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с обязательным прил. 1 и типов местности по характеру поверхностного стока и признакам увлажнения в соответствии с обязательным прил. 2.
4.2. Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком следует принимать, как правило, не менее установленного в табл. 13.
Таблица 13
Грунты земляного полотна | Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или поверхностных вод, м. для дорог, располагаемых в пределах дорожно-климатических зон | ||||
II | III | IV | V | ||
Песок крупный, галечниковый (щебенистый), гравийный (дресвяный) и другие грунты, обеспечивающие устойчивость во влажном состоянии | Не нормируется |
||||
Песок средний и мелкий, супесь легкая крупная | 0,7 0,5 |
0,6 0,4 |
0,5 0,3 |
0,4 0,2 |
|
Песок пылеватый, супесь легкая | 1,2 0,6 |
0,8 0,5 |
0,8 0,4 |
0,7 0,3 |
|
Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый | 1,9 0,8 |
1,7 0,6 |
1,4 0,5 |
1,3 0,4 |
|
Суглинок тяжелый, глины | 1,9 0,7 |
1,4 0,6 |
1,1 0,4 |
1 0,4 |
Примечания: 1. Над чертой приведены значения возвышений низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно (более 20 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой ( над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 20 сут) стоящих поверхностных вод.
2. Низ дорожной одежды принимается на уровне последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.
3. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимальный осенний уровень, а в западных районах II и III дорожно-климатических зон ( наивысший возможный уровень. При отсутствии необходимых данных расчетный уровень грунтовых вод следует определять по верхней линии оглеения грунтов.
Возвышение низа дорожной одежды допускается снижать по сравнению с нормами табл. 13 в следующих случаях:
4.3. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог, располагаемых во II и III дорожно-климатических зонах, следует предусматривать преимущественно из дренирующих грунтов.
4.4. При проектировании внутрихозяйственных дорог, когда по архитектурно-планировочным, санитарно-гигиеническим и другим условиям выполнение требований п. 4.2 технико-экономически нецелесообразно, следует предусматривать специальные мероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, ливневой канализации, капилляропрерывающих или гидроизолирующих прослоек, теплоизоляционных слоев и т. д.), а также по укреплению грунтовых оснований различными методами (повышение плотности грунтов, укрепление их вяжущими, гидрофобными материалами).
4.5. Бровка земляного полотна на пересечении водотоков должна возвышаться над расчетным горизонтом воды с учетом подпора не менее чем на 0,5 м для мостов и труб при безнапорном режиме их работы и не менее чем на 1 м ( для труб при напорном и полунапорном режимах.
4.6. Для участков дорог I-с и II-с категорий с обеспеченным поверхностным стоком или пониженным уровнем грунтовых вод возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова (при расчетной вероятности превышения 5 %) с учетом снегозадержания, осуществляемого на прилегающих земельных угодьях, следует принимать не менее 0,5 м, а выемки глубиной до 1 м раскрывать или разделывать под насыпь с последующим приведением уположенных откосов в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
Земляное полотно для дорог, располагаемых на ценных земельных угодьях, а также для основных полевых дорог допускается проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снегового покрова.
4.7. Земляное полотно внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектами вертикальной планировки, водоотвода и принятыми типами поперечных профилей. Земляное полотно, возводимое на участках с избыточным увлажнением поверхностными или грунтовыми водами, допускается проектировать в насыпях высотой 0,3(0,6 м, если это решение не противоречит условиям вертикальной планировки и благоустройства.
4.8. Возведение насыпей на орошаемых, осушенных, занятых многолетними плодовыми насаждениями и других ценных земельных угодьях следует предусматривать из сосредоточенных резервов и карьеров, а также боковых притрассовых резервов, размещаемых на непригодных для использования в сельскохозяйственном производстве землях.
Размещение резервов на ценных сельскохозяйственных угодьях не допускается.
Устройство боковых резервов глубиной не более 1 м на земельных участках, пригодных для сельскохозяйственного производства, допускается в исключительных случаях при условии, что эти участки по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
4.9. Наименьший коэффициент уплотнения грунта (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии с нормами уплотнения грунтов для дорог общего пользования.
Для низких насыпей следует предусматривать уплотнение грунтов земляного полотна и естественного основания до значений коэффициента уплотнения не ниже 1,01 на глубину 1 м, считая от поверхности покрытия (в районах IV и V дорожно-климатических зон, а также на участках I типа местности по характеру увлажнения во II и III зонах).
4.10. Крутизну откосов насыпей и выемок следует назначать с учетом обеспечения устойчивости земляного полотна и условий незаносимости дороги снегом. При этом наибольшая крутизна откосов не должна превышать значений, установленных в табл. 14.
Таблица 14
Грунты | Крутизна откосов | ||
насыпи | выемки | ||
Крупнообломочные(валунные, галечниковые, щебенистые, гравийные, дресвяные) | 1:1,5 | 1:1( | |
Песок гравелистый, крупный и средней крупности | 1:1,5 | 1:1,5 | |
Песок мелкий и пылеватый; глинистые однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции | 1:1,5 (1:1,75) | 1:1,5 | |
Лёссовые грунты: | |||
в районах с засушливым климатом | 1:1,5 (1:1,75) | 1:0,1( 1:0,5 | |
вне районов с засушливым климатом | 1:1,5 (1:1,75) | 1:0,5 |
Примечание. В скобках приведена крутизна откосов в нижней части насыпи высотой более 6 м.
Крутизну откосов насыпей допускается принимать:
1:3 ( при высоте насыпей до 1 м, возводимой из местных грунтов (при дальности их перевозки до 0,5 км);
1:1,5 ( при высоте насыпей до 1 м, возводимой на ценных сельскохозяйственных угодьях, а также при использовании для возведения насыпей (независимо от их высоты) отходов горно-рудного, металлургического и другого промышленного производства.
4.11. Откосы насыпей, выемок и водоотводных земляных сооружений и устройств должны быть укреплены с использованием, как правило, местных материалов. Тип укрепления следует назначать в зависимости от физико-механических свойств грунтов, слагающих откосы, интенсивности воздействия природных факторов, гидрологического режима подтопления, высоты насыпи и глубины выемки.
4.12. Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, следует предусматривать продольными канавами или резервами от насыпей, нагорными канавами и кюветами от выемок.
Боковые водоотводные канавы необходимо устраивать при высоте насыпи до 0,5 м. При явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы следует предусматривать только с нагорной стороны.
На косогорных участках, если имеется опасность размыва или оползания откосов земляного полотна, следует предусматривать нагорные канавы, а в случае водоносного слоя ( перехватывающие дренажи с трубчатой дреной.
Крутизну откосов водоотводных устройств надлежит принимать 1:1,5.
Дну резервов должен придаваться поперечный уклон 20( в сторону от дороги.
4.13. Продольный уклон водоотводных и нагорных канав, кюветов, боковых резервов должен быть не менее 5( в сторону ближайшего водопропускного сооружения или пониженного места, а в особо трудных условиях рельефа (на болотах, речных поймах и в других случаях малого естественного уклона местности) ( 3(.
Продольный уклон водоотводных устройств не должен превышать 30( в глинистых и суглинистых грунтах, 20( ( в песчаных, супесчаных и лессовых грунтах. При больших продольных уклонах откосы и дно канав следует (на основе гидравлического расчета) укреплять посевом многолетних трав, задернением, обработкой грунта вяжущими материалами и другими методами, а при необходимости предусматривать перепады и быстротоки.
4.14. Продольные уклоны лотков проезжей части внутриплощадочных дорог с бортовым камнем для усовершенствованных покрытий должны быть не менее 5(, а в исключительных случаях ( не менее 4(. В трудных условиях водоотвода допускается применять пилообразный продольный профиль с обеспечением отвода воды из пониженных мест лотка.
4.15. Размеры поперечного сечения кюветов, нагорных и водоотводных канав следует определять на основе гидравлических расчетов при вероятности превышения расчетного расхода воды 5 % для дорог I-с и II-с категорий.
Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходу указанной вероятности превышения.
4.16. Отвод поверхностных вод от земляного полотна полевых дорог III-с категории следует предусматривать боковыми канавами (кюветами) треугольной формы глубиной от 0,3 до 0,5 м и крутизной откосов с полевой стороны 1:1 или 1:1,5 в зависимости от технологии их нарезки и укрепляться, как правило, посевом трав.
4.17. Конструкцию земляного полотна, возводимого на слабых грунтах (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфах, илах, сапропелях и др.), на просадочных разновидностях грунтов, следует назначать с учетом осадки (просадки) грунтов основания, происходящей при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшей консолидации грунтов основания в период эксплуатации.
4.18. Конструкцию земляного полотна, возводимого в сложных природных условиях (на засоленных грунтах, на поймах рек и болотах, в районах распространения подвижных песков, оползней, на орошаемых и осушенных землях), а также при необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность земляного полотна должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально, используя действующие нормативные документы и опыт проектирования и строительства земляного полотна в подобных районах.
5. Дорожные одежды
5.1. Для внутрихозяйственных дорог в зависимости от их категории должны применяться типы дорожных одежд, указанные в табл. 15, и соответствующие им основные виды покрытий, материалы и
Таблица 15
Категория дорог | Типы дорожных одежд | |
I-с | Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием | |
II-с | Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием; переходные | |
III-с | Переходные; низшие |
способы их укладки, указанные в табл. 16.
Таблица 16
Дорожные одежды | Основные виды покрытий, материалы и способы их укладки | |
Капитальные | Жесткие покрытия: | |
цементобетонные монолитные двухслойные или однослойные, железобетонные или цементобетонные сборные | ||
Нежесткие покрытия: | ||
асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии | ||
асфальтобетонные однослойные из смесей I-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии | ||
Облегченные | Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии | |
Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей I-II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии | ||
Асфальтобетонные однослойные из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии | ||
Асфальтобетонные однослойные из смесей I и II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии | ||
Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в установке | ||
Из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки с поверхностной обработкой | ||
Из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге | ||
Из крупнообломочных (до 40 мм) или песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом в установке с поверхностной обработкой | ||
Переходные | Из фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки | |
Из подобранного щебеночного или гравийного материала | ||
Из местных каменных материалов и песчаных грунтов, обработанных органическими и минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ) | ||
Низшие | Из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами) | |
Из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т. д.) |
При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия и физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.
5.2. Дорожные одежды внутриплощадочных производственных дорог следует проектировать капитального или облегченного типов, а вспомогательных дорог ( облегченного или переходного типов в зависимости от технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, от необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также в зависимости от других местных условий.
5.3. В качестве верхних слоев оснований под усовершенствованные покрытия надлежит использовать: цементобетон ("тощий") пониженных марок; каменные материалы (щебень, гравий, песчано-гравийная смесь), различные грунты, отходы промышленности (гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород), укрепляемые минеральными и органическими вяжущими материалами или отходами промышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированный доменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы уноса сухого отбора, пиритные огарки, цементная пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак, укладываемые способом заклинки с тщательным уплотнением.
Нижние слои дорожной одежды (основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих, дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев, а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий), а также покрытия укрепляемых частей обочин следует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходов промышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими материалами.
Конструктивные решения слоев оснований надлежит принимать, используя типовые проектные решения дорожных одежд, а также СН-25-74.
5.4. Выбор конкретного типа дорожной одежды и определения параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов в соответствии с п. 1.7, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т. п.). При этом тип дорожной одежды (включая покрытие) внутрихозяйственных дорог не должен быть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общего пользования, к которым примыкают внутрихозяйственные дороги, назначенный на перспективный период.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно ( дорожная одежда".
5.5. Сборные покрытия из железобетонных плит допускается принимать для внутрихозяйственных дорог I-с категории и внутриплощадочных производственных дорог в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями; где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида; при реконструкции дорог на действующих животноводческих комплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологии сельскохозяйственного производства не допускается перерыв движения транспортных средств, а также в местах пересечений дорог I-с и II-с с категорий, где предполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд транспортных средств и сельскохозяйственных машин на гусеничном ходу.
5.6. Для внутрихозяйственных дорог следует предусматривать применение наименьшего количества типов дорожных одежд, близких по прочности и технико-экономическим показателям, а также по технологии строительства.
5.7. При выполнении расчетов и конструирования дорожных одежд следует руководствоваться следующими значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта:
5.8. Морозостойкость цементобетона должна быть не ниже указанной в табл. 17.
Таблица 17
Расчетная температура | Морозостойкость цементобетона, не ниже | ||
наружного воздуха наиболее холодного месяца, (С | для однослойного и верхнего слоя двухслойного покрытия | для нижнего слоя двухслойного покрытия | |
От 0 до минус 5 | Мрз 100 | Мрз 50 | |
Ниже минус 5 до минус 15 | Мрз 150 | Мрз 75 | |
Ниже минус 15 | Мрз 200 | Мрз 100 |
Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается согласно СНиП 2.01.01-82.
5.9. Общую толщину дорожной одежды и ее отдельных конструктивных слоев следует определять расчетом в соответствии с ожидаемыми интенсивностью и составом движения, модулем упругости грунта земляного полотна и повторностью воздействия подвижных нагрузок за период службы покрытия, а также с учетом фактической влажности грунта в период наибольшего увлажнения земляного полотна.
Наименьшие толщины конструктивных слоев дорожной одежды из разных материалов в уплотненном состоянии приведены в табл. 18.
Таблица 18
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды | Толщина, см | |
Цементобетон монолитный | 16 | |
Асфальтобетон, укладываемый в горячем и теплом состоянии: | ||
однослойный | 5 | |
лвухслойный | 8 | |
Асфальтобетон однослойный, укладываемый в холодном состоянии | 4 | |
Щебень или гравий, обработанные в установке или методами пропитки и смешения на дороге | 8 | |
Грунты и малопрочные каменные материалы, обработанные органическими и минеральными вяжущими | 10 | |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими: | ||
на песчаном основании | 15 | |
на прочном (каменном или из укрепленного грунта) основании: | ||
для щебня | 8 | |
для гравия | 10 |
При этом толщина конструктивного слоя должна быть во всех случаях не меньше чем 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.
5.10. В качестве расчетной следует принимать нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН (10 тс). Остальные нагрузки надлежит приводить к расчетной.
5.11. Для предохранения дорожной одежды капитального и облегченного типов от недопустимого морозного пучения в качестве противопучинных мероприятий следует предусматривать: увеличение высоты насыпи или понижение уровня грунтовых вод, устранение источников увлажнения, устройство верхней части земляного полотна из неподверженных пучению или слабопучинистых грунтов, устройство в основании дорожной одежды специальных теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляропрерывающих и других слоев (прослоек).
5.12. Дренирующие слои в основании дорожной одежды следует предусматривать для земляного полотна, сложенного из глинистых и пылеватых грунтов, в следующих случаях:
при 3 типе местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения ( во всех дорожно-климатических зонах;
при 2 типе местности ( во II и III дорожно-климатических зонах.
5.13. Укрепленные части обочин по своей прочности должны допускать систематические выезды транспортных средств на обочину без существенной ее деформации.
5.14. Тракторные дороги, располагаемые на отдельном земляном полотне, следует проектировать грунтовыми, укрепленными в пониженных местах местными каменными материалами и отходами промышленного производства. Полоса движения, предназначенная для транспортных средств на гусеничном ходу и расположенная на совмещенном земляном полотне, должна быть укреплена местными материалами.
6. Дорожные устройства и обстановка дорог
6.1. Автомобильные дороги I-с и II-с категорий, на которых предусмотрено регулярное автобусное движение, должны обустраиваться остановочными и посадочными площадками в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать 3 м, а длину ( не менее 10 м для автобусов каждого направления. Ширину посадочных площадок с твердым покрытием следует принимать 2 м, а длину ( 10 м. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и ограждены от них бортовыми камнями.
6.2. Автобусные остановки следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 400 м при продольных уклонах не более 40(; при этом должны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане, установленные для дорог соответствующих категорий.
6.3. Автобусные остановки следует оборудовать павильонами для ожидания транспортных средств. На конечных, а также на промежуточных остановочных пунктах при интенсивности движения менее 10 автобусов в сутки допускается устройство одного павильона для двух направлений.
6.4. Площадка для остановок и стоянок автотранспортных средств надлежит располагать у административных, общественных и торговых зданий, медицинских учреждений, перед въездами на территорию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематических остановок автомобилей. Размеры площадок должны устанавливаться расчетом в зависимости от типа и количества одновременно останавливающихся транспортных средств, продолжительности их стоянки и т. п.
Места стоянки транспортных средств должны размещаться за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок.
Продольные и поперечные уклоны площадок следует принимать, как правило, не более 30(, а у погрузочно-выгрузочных фронтов ( не более 10(.
6.5. В начальных (конечных) пунктах тупиковых внутрихозяйственных дорог, у проходных сельскохозяйственных комплексов, ферм и в других обоснованных случаях для разворота транспортных средств и сельскохозяйственных машин должны предусматриваться площадки прямоугольной формы размером не менее 25(15 м или грушевидные и петлевые объезды ( радиусом не менее 12 м.
Для крупногабаритных сельскохозяйственных машин и большегрузных автопоездов указанные размеры площадок должны быть увеличены до размеров, обеспечивающих разворот расчетных транспортных средств.
6.6. Форма и размеры дорожных знаков и указателей должны соответствовать ГОСТ 10807-78, конструкция опор для установки дорожных знаков ( ГОСТ 25458-82 и ГОСТ 25459-82, форма, размеры, цвет и условия применения дорожной разметки ( ГОСТ 13508-74 с изм., правила применения технических средств организации дорожного движения ( ГОСТ 23457-79.
6.7. Ограждения барьерного типа высотой не менее 0,8 м из железобетона, металла (в том числе из металлических тросов) или дерева, предназначаемые для предотвращения аварийных съездов транспортных средств и сельскохозяйственные машин с земляного полотна, следует предусматривать на участках дорог I-с и II-с категорий:
Дорожные ограждения должны устанавливаться также:
Примечание. Вместо ограждений барьерного типа допускается предусматривать парапеты из каменной кладки.
6.8. Стойки ограждений следует устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна. Ширина обочин от кромки проезжей части дороги до ближайшей плоскости дорожного ограждения должна составлять не менее 1,5 м, а на особо трудных участках в горной местности ( менее 0,5 м.
При намечаемом движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин минимальное расстояние от кромки проезжей части до ближайшей плоскости ограждения должно определяться в зависимости от габарита машин, но быть не менее 1,5 м.
6.9. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать, когда не требуется установка ограждений барьерного типа или парапетов:
Таблица 19
Радиус | Расстояние между сигнальными столбиками, м | |
кривой в плане, м | с внешней стороны кривой | с внутренней стороны кривой |
30 и менее | 2 | 3 |
50 | 3 | 5 |
100 | 5 | 10 |
500 | 20 | 40 |
600(1000 | 25 | 50 |
на участках дорог I-с ( III-с категорий (с низовой стороны), расположенных на расстоянии менее 15 м от болот, оврагов и водных потоков глубиной от 1 до 2 м ( через 10 м;
на участках дорог I-с ( III-c категорий у водопропускных труб с расположением одного столбика над трубой и по одному столбику на расстоянии 10 м до трубы и после нее (с каждой стороны дороги);
на участках дорог I-с ( III-с категорий (с низовой стороны), расположенных вдоль косогоров при крутизне их склона 1:4 ( 1:2,5 ( через 20 м.
Примечание. Для промежуточных значений радиусов кривых расстояния между сигнальными столбиками находятся интерполяцией.
6.10. Сигнальные столбики должны устанавливаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляного полотна; при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно быть не менее 0,75 м.
6.11. Опоры наружного освещения следует располагать за пределами земляного полотна. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине; расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть не менее 1,75 м.
6.12. Дорожные покрытия должны иметь ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения, при этом для дорожных одежд капитального и облегченного типов коэффициент сцепления шин автомобилей с поверхностью покрытия должен быть не менее 0,45.
6.13. При пересечении (примыкании) внутрихозяйственных дорог с существующими дорогами общего пользования необходимо предусматривать на дорогах II и III категорий переходно-скоростные полосы с соответствующей разметкой.
6.14. Участки внутрихозяйственных дорог I-с и II-с категорий должны быть защищены от снежных заносов. Выбор типа снегозащитных устройств в каждом конкретном случае следует производить в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях и агролесомелиорации, проводимыми сельскохозяйственными предприятиями и организациями, а также с учетом местных особенностей примыкающих к дороге снегосборочных площадей, плана и продольного профиля дороги, направления господствующих в зимний период ветров.
Защиту от снежных заносов при расчетном годовом снегоприносе более 25 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на ценных землях, и более 10 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на остальных землях, следует предусматривать:
устройством высоты насыпи не менее указанной в п. 4.6, за исключением участков дорог, на которых по условиям рельефа не представляется возможным выполнить засыпь указанной высоты;
временными защитными устройствами (переносными щитами, снеговыми валами, траншеями);
снегозащитными лесонасаждениями, если они предназначены также в качестве полезащитных, снегозадерживающих, водоохранных, водорегулирующих, приовражных и других агролесомелиоративных полос, необходимых для нужд сельского хозяйства. При этом в качестве придорожных полос целесообразно использовать плодовые и ягодные насаждения, если местные грунтовые и климатические условия допускают их посадку.
Приложение 1
Обязательное
Дорожно-климатические зоны СССР
Дорожно-климатические зонывключают в себя следующие географические зоны:
Кубань и западную частьСеверного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне, Черноморскоепобережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной частиСеверного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области выше 1000 м, атакже малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимостиот местных природных условий.
Приложение 2
Обязательное
Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна
Тип местности | Характеристика | Признаки увлажнения |
1 | Сухие места без избыточного увлажнения | Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов |
2 | Сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года | Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности |
3 | Мокрые места с постоянным избыточным увлажнением | Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы торфяные оглеенные с признаками заболачивания, а также солончаки и постоянно орошаемые территории засушливой зоны |
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случае, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более - в глинах, в суглинках тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более - в суглинках легких пылеватых и легких, в супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на 1 м и более - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Основные технические нормы, параметры и показатели
Расчетные скорости
План и продольный профиль
Поперечный профиль
Внутриплощадочные дороги
Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу
3. Пересечения и примыкания
4. Земляное полотно и водоотвод
5. Дорожные одежды
6. Дорожные устройства и обстановка дорог
Приложение 1 Дорожно-климатические зоны ссср
Приложение 2 Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна
7326
Поделись ссылкой на материал в социальной сети:Работа | |
|
Интерактив | |
|
Полезное |
Сборники УПВС
МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 13-3.2000 МР по организации и проведению текущего ремонта МДС 81-14.2000 МР по расчету индексов цен на строительную продукцию МДС 81-36.2004 указания по применению ФЕР-2001 Индексы-дефляторы ФЗ N 135 Об оценке в РФ Земельный кодекс РФ |
Конкурсы | |
|
Индикаторы | |||||||||
0 $/кв.м. Данные IRN.ru |
Рекомендуем |
Онлайн оценка квартиры ВСН 53-86(р) | ВСН 58-88(р) |
Вакансии |
Компании ООО "САТУРН-УРАЛ" требуется Сметчик |
Поиск по сайту | ||
|
Новости | Работа : Вакансии | Работа : Резюме | Индексы | Примеры смет
Сметы онлайн | Справочники | Форум сметчиков | Статьи | Экспертиза смет | Конкурсы, тендеры по сметному делу
Индексы СМР | Реестры сметных нормативов | Контакты
Методические документы в строительстве (МДС) | Таблица диаметров медных труб